Каждый человек хотя бы раз выступает потребителем услуг. В любой сфере могут быть нарушены его права. Поэтому необходимо четко знать, как правильно действовать в данной ситуации, а также какими методами можно себя обезопасить.
Способы защиты прав потребителей
Существует несколько способов защиты прав потребителей при продаже товаров, а именно:
- При самозащите покупатель действует самостоятельно. Не понравившийся или бракованный товар надо вернуть в магазин, потребовать замену или возврат денежной суммы. Делать это можно с помощью претензии на имя руководства фирмы. При отказе покупатель имеет основания обратиться к судебному органу;
- Также возможно изменить договоренность с продавцом магазина;
- Покупатель приносит вещь, которую должны обменять, предложить другую с доплатой, вернуть деньги. Это наиболее часто используемый вид защиты;
- Еще одним методом считается восстановление имущественной сферы;
- Покупатель имеет законные основания потребовать судебным порядком возмещения всех материальных и моральных убытков от фирмы.
Как правило, эти методы используются комплексом, покупатель часто использует все способы защиты вместе.
Защита потребительских прав при покупке товаров
Приобретая продукты в розничных или интернет-магазинах, можно попасть в неприятную ситуацию с недобросовестным продавцом. Поэтому существуют способы защиты потребителей при продаже товаров.
Если продавец не оговаривал недостатки продукции, потребитель имеет законные основания требовать замены продукта на аналогичный, обмена на похожий товар с доплатой, уменьшить стоимость продукции, требовать возврата денег.
Важно знать, что даже при отсутствии чека или квитанции продавец не имеет полномочий отказать в возмещении убытков.
При наличии гарантии фирма обязана принять продукцию на ремонт, если причиной поломки не был потребитель. При отсутствии гарантии можно провести экспертизу, которая укажет на причину недостатков.
Порядок защиты потребительских прав
Для того, чтобы защитить свои полномочия, нужно знать алгоритм действий. Существует внесудебный и судебный порядок защиты (дополнительная информация — в статье про закон о защите прав потребителей, последняя редакция 2017 года).
При досудебном виде покупатель обращается в магазин, имеет право вернуть некачественный продукт. Можно написать претензию в магазин, провести экспертизу. Как правило, этой стадии достаточно для разбирательства.
Тогда, когда магазин отказывается обменивать продукцию или возвращать деньги, потребителю нужно обратиться к суду. Там могут назначить экспертизу, после которой предпринимателя вынудят возместить все причиненные убытки.
Права потребителя и их защита по закону РФ
В настоящее время различают несколько видов прав:
- Покупатель имеет законные основания получить товар или услугу высокого качества;
- Согласно статье 7 закона о потребительских правах — потребитель вправе получить безопасный продукт;
- Также человек может требовать предоставления полной и достоверной информации от покупателя;
- Статья 13 закона говорит о том, что фирма обязана возмещать причиненный ущерб. Покупателю должны предоставить срок службы, годности и гарантию.
Внесудебные формы защиты прав потребителей
Такие виды защиты направлены на урегулирование проблемы без обращения к судебным органам. Покупатель должен обратиться к организации, которая продала ему товар или услугу с письменной претензией.
Продавец может обменять товар на аналогичный или похожий, либо же вернуть денежные средства.
Также до суда можно провести экспертизу, которая выявит, кто виновен в браке товара. При выяснении причин стороны уже принимают решение.
Исковое заявление в суд о защите прав потребителя — образец
Тогда, когда договориться с продавцом так и не удалось, необходимо подготовить судебный иск. При составлении такого иска надо учитывать, на какую сумму он пишется, от этого зависит направление иска: либо в районный суд, либо мировой.
Обязательно необходимо указать все реквизиты суда, свои контактные данные, телефон. Также тут указывается полная причина обращения, вся ситуация с подробностями, при каких обстоятельствах произошла продажа бракованного товара.
Нужно приложить к иску копии всех доказательных документов. Нужно указать стоимость товара, если потребуется цену проводимой экспертизы. Надо указать, какие именно права были нарушены, желательно с ссылкой на законодательство.
Истец может требовать возмещение всех причиненных убытков, также моральную компенсацию.
Каждому покупателю нужно знать свои права, тогда ни один недобросовестный продавец не сможет обманом продать некачественный или недобросовестный товар. В этом случае не понадобиться обращаться к судебному органу за помощью.